Нацпроект «Экология» составлен с нарушением законодательства и Конституции РФ

Всемирный фонд дикой природы (WWF) проанализировал федеральный проект «Сохранение биологического разнообразия и развитие экологического туризма», являющийся компонентом нацпроекта «Экология». Эксперты отметили, что во время работы над Проектом его инициаторы допустили целый ряд юридических и экологических нарушений. Специалисты считают, что на данный момент проект требует кардинальной переработки.

В числе наиболее значимых нарушений действующего законодательства РФ, допущенных при подготовке Нацпректа «Экология» – несоблюдение федерального законодательства об основах общественного контроля и о стратегическом планировании; Федеральный закон «О стратегическом планировании в Российской Федерации» (статья 13), что в результате нарушает конституционное право граждан на благоприятную окружающую среду, закрепленное статьей 42 Конституции РФ.

Обсуждение приоритетов и содержания федерального проекта «Сохранение биологического разнообразия и развитие экологического туризма» как компонента национального проекта «Экология» состоялось в Аналитическом центре при Правительстве РФ 24 сентября. В обсуждении приняли участие ведущие специалисты по этой теме, среди них — директор института проблем экологии и эволюции им. А. Н. Северцова Вячеслав Владимирович Рожнов, заместитель директора по научным вопросам Института географии РАН Аркадий Александрович Тишков, советник генерального директора АНО «Дальневосточные леопарды» Всеволод Борисович Степаницкий и др. На интернет-сайте экологической организации опубликованы основные замечания к представленному проекту.


Основные претензии к указанным в проекте задачам по развитию заповедных территорий

По мнению WWF России запланированное в проекте увеличение площади ООПТ, недостаточно. Вместо создания новых и расширения существующих ООПТ обе задачи сведены в одну. Планируемое увеличение площади не обеспечит сохранение всех наиболее ценных наземных и морских экосистем России, которые уже должны были получить природоохранный статус в соответствии с Концепцией развития системы особо охраняемых природных территорий федерального значения на период до 2020 года, утвержденный распоряжением Правительства РФ от 22.11.11 №2322-р. Более того, в соответствии с Конвенцией о биологическом разнообразии к 2020 г. Общая площадь ООПТ России должна составлять не менее 17% суши и 10 % морских вод под национальной юрисдикцией. Для этого необходимо 50 миллионов га морских акваторий (10%). На сегодня в Российской Федерации только 2,4% морской акватории, или около 18 миллионов га, имеет режим ООПТ. Утверждение проекта с предложенными показателями ведет к невыполнению нашей страной обязательств по Конвенции, тогда как выполнить их вполне реально.

Кроме того, экологи пришли к выводу, что календарный план создания новых ООПТ нереалистичен. За несколько месяцев 2018 г планируется создать 8 новых ООПТ, что невозможно. Перевод же на федеральный уровень 8 ООПТ в Республике Крым засчитывать в этот план некорректно (тем более, что это произошло 13 сентября, т. е. до утверждения паспорта проекта).

До 2024 планируется создание лишь 11 охранных зон вокруг вновь созданных ООПТ, хотя уже сегодня 68 заповедников и национальных парков Минприроды России не имеют охранных зон (а ведь будут создаваться и новые).


Задача сохранения биоразнообразия в проекте не проработана

Речь идет только о реинтродукции 7 безымянных видов, без определения их списка и конкретных показателей увеличения численности по каждому из них Задачи сохранения редких видов, не требующих реинтродукции, но нуждающихся в срочных мерах по защите, отсутствуют.

Экологов привела в недоумение задача увеличения «численности ключевых семи редких видов животных суммарно не менее чем на 21 779 особей». Использование этого суммарного (для всех видов разом) показателя с точностью до единицы не имеет смысла, хотя бы потому, что речь идет как о копытных, поголовье которых исчисляется тысячами особей, так и о дальневосточных леопардах, количество которых – лишь около 100.

Защита окружающей среды, в т. ч. ценных экосистем, редких видов является обязанностью государства. Тот факт, что в Национальном проекте не заложены бюджетные средства на эти цели, по мнению Игоря Честина, директора WWF России, говорит о том, что государство не выполняет эту обязанность, чем нарушает конституционное право граждан на благоприятную окружающую среду, закрепленное статьей 42 Конституции РФ.


Замечания к планам развития экологического туризма

Результаты выполнения задачи – «Увеличение количества посетителей на особо охраняемых природных территориях» представлены в километрах (причем с точностью до 10 метров (!) введенных в эксплуатацию туристических маршрутов и экотроп, что вызывает недоумение. Во-первых, в данный момент невозможно дать точную «длину» этих линейных объектов. Во-вторых, не существует прямой связи между длиной экологических троп и количеством туристов в национальных парках.

Вызывают вопросы также плановые показатели динамики роста количества посетителей ООПТ.

Согласно официальным данным, уже в 2017 г. число посетителей одних лишь государственных природных заповедников и национальных парков Минприроды России составило 8 126 000 чел., а в документе сейчас это значение соответствует промежуточному между планами на 2021 и 2022 г.

Оторван от реальности приведенный бюджет проекта: общая сумма в 6 млрд 757 млн руб., из которых 6 млрд 463 млн руб. составляют средства федерального бюджета. Учитывая 6-летний срок проекта, получается, что его средний ежегодный бюджет составит 1 млрд 77 млн руб. Это даже меньше, чем выделенный в 2018 году объем бюджетных средств (1 млрд. 209 млн.) на содержание 22-х ФГБУ, обеспечивающих охрану 7 таких редких видов, как переднеазиатский и дальневосточный леопард, снежный барс, зубр, лошадь Пржевальского, аргали, дзерен. С учетом создания новых и расширения существующих ООПТ, в проекте следует предусмотреть затраты, необходимые для проведения работ, по постановке создаваемых ООПТ на кадастровый учет. Решение задачи развития экотуризма также потребует специальных капиталовложений.

Кроме того, указанное в бюджете финансирование из внебюджетных источников занижено. Только Всемирный фонд дикой природы (WWF России) вкладывает в сохранение биоразнообразия России не менее 450 млн. руб. в год (данные 2017 г.). Помимо WWF России, явно не учтены средства АНО «Дальневосточные леопарды» и других некоммерческих организаций, а также российского бизнеса (например, ПАО «РусГидро», ПАО «Лукойл» и др.) вкладывающих ежегодно гораздо большие средства в решение задач, сформулированных в данном проекте.

«Все эти довольно нелепые ошибки – результат того, что по каким-то причинам проект так и не был обсуждён с профессиональным сообществом, — говорит Игорь Честин, директор Всемирного фонда дикой природы (WWF). – Очевидно, что в таком виде проект принимать нельзя, он требует кардинальной переработки с участием природоохранных специалистов и общественности.

WWF России детально проработал каждый раздел проекта и дал свои предложения и рекомендации по исправлению существующих в проекте недоработок.

Фото: (с) Василий Солкин / WWF России

.